Из всех материалов самым подходящим для строительства гаража можно считать кирпич. Он достаточно прочен, не впитывает влагу и долговечен. Но можно применить для строительства и шлакоблоки или пенобетон. Рассмотрим строительство гаража поэтапно.
1. Проект
Проект предусматривает наличие в гараже смотровой ямы, погреба и места для дополнительных ремонтных работ. Только для стоянки автомобиля будет достаточно помещения 5,5х3 м. Если в гараже будет верстак, погреб и т.д., эту площадь следует увеличить. Высота - 240 см.
2. Разбивка на местности
Переносим то, что набросали на бумаге, на участок, где будут проводиться работы. Для этого берем колышки или куски арматуры 40 см длиной, тяжелый молоток, рулетку и шнур. С помощью всего этого определяем местоположение гаража на участке.
3. Земляные работы
Вокруг выделенного под гараж участка выкапываем траншею шириной 40 см и глубиной 60-120 см (в зависимости от глубины промерзания грунта).
4. Фундамент
Отличный вариант для гаража - бутобетонный фундамент. Для его создания укладываем бутовый камень рядами в траншею и проливаем каждый ряд строительным раствором. Так заполняем полностью всю траншею.
Как делать раствор?
- возьмите портландцемент М400;
- добавьте песок в пропорции 2,5 ч. песка на 1 ч. цемента;
- размешайте и добавьте воду (раствор должен быть подвижным).
5. Цоколь
По периметру траншеи устанавливаем опалубку из досок (ее устанавливаем по уровню). Делаем бутобетонный цоколь. По цоколю устраиваем горизонтальную гидроизоляцию (1) из нескольких слоев рубероида, уложенных насухо.
Делаем отмостку (2) - покрытую бетоном полоску земли, примыкающую к фундаменту. Она препятствует проникновению влаги под фундамент. Для отмостки делаем выемку грунта на 17-20 см по периметру здания, поливаем гербицидом для уничтожения сорняков и заполняем песком на 10 см, потом щебнем или битыми кирпичами на 10 см. Далее ставим поперек отмостки деревянные рейки, смазанные битумом (шаг 1 м). В подготовленное ложе укладываем бетон. Потом накрываем бетонную отмостку мокрой тканью и выдерживаем неделю, время от времени поливая ткань.
Можно окантовать отмостку водоотводной канавкой из распиленной трубы.
6. Ворота
Ворота должны закрепляться в кладке по мере строительства стен, поэтому их нужно устанавливать в первую очередь. Они могут быть:
- распашными;
- роллетными;
- секционными;
- подъемно-поворотными.
Самый лучший вариант для гаража - ворота с автоматическим управлением, которые можно открывать, не выходя из авто. Но на случай отсутствия электричества должен быть предусмотрен и ручной режим.
Каркас створок воротделаем из деревянных брусков толщиной 50 мм и шириной 100 мм. Наружную сторону каркаса окрашиваем и на сырую краску прибиваем фанеру 6 мм. Точно так же окрашиваем и прибиваем фанеру с другой стороны.
Створки гаражных ворот навешиваем тремя металлическими петлями.
К раме ворот привариваем закладные детали (прутья диаметром 12 мм), чтобы увеличить прочность соединения со стеной. При кладке прутья будут заделываться в швы.
Устанавливаем ворота строго вертикально, подкладывая при необходимости плоские камни под углы и передвигая ворота небольшим ломом.
7. Стены
Стены выкладываем обычной цепной кладкой - последующий ряд перекрывает швы предыдущего. Кирпичную кладку начинаем с углов. Дальше натягиваем тонкий шнур между ними и укладываем по шнуру остальные блоки или кирпичи.
Вертикальность стен проверяем отвесом, уровнем проверяем горизонтальность.
8. Крыша гаража
Перекрытие нашего гаража будет одновременно служить и односкатной крышей. Для этого боковые стены гаража должны быть разной высоты, а передняя и задняя стена выполняются с уклоном. Чтобы уклон был ровным, натягиваем шнур и по нему ориентируемся.
Для перекрытия запасаемся двухтавровыми балками 100 мм высотой, длиной на 25 см больше ширины гаража. Укладываем балки поперек гаража с шагом 80 см, параллельно короткой стене. Балки укладываем с заделкой в длинную стену.
По нижним полкам балок кладем доски 40 мм толщиной, сдвигая их поплотнее.
Поверх досок кладем рубероид. По рубероиду засыпаем шлак, керамзит или кладем полужесткую минплиту.
По выступающим за стены гаража козырькам крыши также прибиваем доски 40 мм, но перпендикулярно по обрезу прибиваем дополнительную доску.
Поверх шлака заливаем цементную стяжку толщиной 20 мм. После застывания обрабатываем стяжку битумной грунтовкой и с помощью мастики или методом наплавления наклеиваем на крышу рубероид. Начинаем наклейку снизу вверх, укладывая рулоны поперек с нахлестом 10 см. С обоих концов крыши нахлестываем рубероид на торцевую доску козырька.
9. Смотровая яма
Выкапываем посередине гаража смотровую яму. Низ засыпаем щебнем на 10 см, песком на 5 см и заливаем цементом.
Требования к смотровой яме:
- глубина должна обеспечивать свободный доступ рук к разным деталям автомобиля, чтобы в ней можно было работать не сгибаясь - ок. 170 см;
- ширина смотровой ямы будет зависеть от расстояния между колесами (можно учесть и возможную замену авто) - ок. 80 см;
- ниша для инструментов существенно облегчит ремонт;
- толщина стен - 20 см.
Стены смотровой ямы могут быть выложены из кирпича, но можно поставить опалубку и просто залить ее бетоном. Сверху желательно сделать люк, который будет закрывать яму, пока она находится в нерабочем состоянии.
10. Пол гаража
Натягиваем шнурки или выставляем маяки из профильной трубы для контроля ровности пола. Бетон укладываем порциями, после укладки тщательно его затираем.