Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость| RSS

ДОМ И УЧАСТОК СВОИМИ РУКАМИ

Суббота, 20.04.2024, 14:59


КАРТА САЙТА RSS

15:43
Все программы АВА-терапии

ABA-терапия (метод прикладного анализа поведения)

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА-терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА-терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5-3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два-три человека) и больших (пять-десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Содержание
ABA-терапия (метод прикладного анализа поведения) 1
Мотивация и некоторые правила АВА 5
Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом 7
Программа АВА терапии 10
Моторная имитация 10
Программа 1. Устанавливает зрительный контакт 10
Программа 2. Имитирует основные движения 10
Программа 3. Имитирует действия с предметами 11
Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения 12
Навык просьбы и словесной имитации 12
Программа 5. Имитация произносительных движений 12
Программа 6. Выполнение единичных команд 13
Полная методика выполнения простых инструкций из раздела «Рецептивная речь» 13
Полная методика выполнения программы «Слежение за указательным пальцем» из раздела «Рецептивная речь» 15
Полная методика программы «Дуть, надувать, выдувать» из раздела «Моторика» 16
Полная методика выполнения программы «Имитация звуков и слов» из раздела «Пре-академические навыки» 17
Запас наименований 20
Программа 7. Части тела 20
Программа 8. Предметы 20
Программа 9. Картинки 21
Программа 10. Узнавание знакомых людей 21
Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках) 22
Программа 12. Окружающие предметы 23
Программа 13. Показывает на картинки в книге 23
Программа 14. Назначения предметов 24
Программа 15. Принадлежность 24
Программа 16. Узнает окружающие звуки 25
Программа 17. Указывает на желаемые предметы 26
Полная методика выполнения программы «Указательный жест на мотивационный объект» из раздела «Экспрессивная речь» 26
Работа над ответами не вопросы 28
Программа 18. Называет желаемые предметы словесно 28
Программа 19. Да/Нет (Предпочтение и непредпочтение) 29
Полная методика выполнения программы «Словесные просьбы» из раздела «Экспрессивная речь» 29
Программа 20. Называет знакомых людей 31
Программа 21. Делает выбор 31
Программа 22. Социальные вопросы 32
Программа 23. Глаголы 32
Программа 24. Сопоставляет 33
Программа 25. Цвета 33
Программа 26. Формы и фигуры 34
Программа 27. Буквы 34
Программа 28. Числа 35
Программа 29. Имитирует движения стоя 36
Полная методика выполнения программы: «Имитация движений крупной моторики» 37
Программа 30. Имитирует движения в последовательности 38
Программа 31. Имитирует действия в паре со звуком 39
Программа 32. Повторяет конструкцию с кубиками 39
Программа 33. Копирует простые рисунки 40
Программа 34. Комнаты 40
Программа 35. Эмоции 41
Программа 36. Места 41
Понимание сложных двухкомпонентных инструкций 42
Программа 37. Выполняет двойные команды 42
Программа 38. Подает два предмета. 42
Программа 39. Определения (характеристика предмета) 42
Программа 40. Профессии людей 43
Программа 41. Изображает, что он… (притворяется) 44
Программа 42. Категории 44
Программа 43. Местоимения («мой» и «твой») 45
Программа 44. Предлоги 45
Программа 45. Узнает предметы по описанию 46
Программа 46. Карточки по порядку 46
Программа 47. Пол 47
Программа 48. Специальные вопросы о предметах и картинках 47
Программа 49. Да/Нет (Предметы) 48
Программа 50. Функции частей тела 48
Программа 51. Называет эмоции. 49
Программа 52. Категории (Называет категории и предметы в категориях) 50
Программа 53. Использует простые предложения 50
Программа 54. Сообщает информацию (У меня есть … Я вижу…) 51
Программа 55. Сообщает социальную информацию 52
Программа 56. Я не знаю (Неизвестные предметы и вопросы) 52
Программа 57. Спрашивает: «Что это?» 52
Программа 58. Спрашивает: «Где (находится) …?» 53
Программа 59. Местоимения (Я и Ты) 54
Программа 60. Местоимения (Он или Она) 55
Программа 61. Отвечает на вопросы по общим знаниям. 55
Программа 62. Описывает картинки полными предложениями. 56
Программа 63. Дает характеристики предметам (Видя их и Не видя их) 57
Программа 64. Вспоминает события (только что произошедшие и спустя некоторое время) 57
Программа 65. Отвечает на вопрос «Где?» 58
Программа 66. Назначение комнат 59
Программа 67. Отвечает на вопросы «Когда?» 59
Программа 68. Передает сообщения 59
Программа 69. Ролевая игра с пальчиковыми куклами 60
Программа 70. Одинаковые и различные (восприятие) 60
Программа 71. Что лишнее? (по категории и признаку) 61
Программа 72. Отвечает на вопросы по сюжету 61
Программа 73. Отвечает на вопросы по темам. 62
Программа 74. Выполняет задания: «Спроси…», «Расскажи…» 63
Программа 75. Находит предмет по подсказке, где он находится 64
Программа 76. Отличает, когда надо переспросить и когда сообщить информацию 64
Программа 77. Пересказывает истории 64
Программа 78. Рассказывает по темам. 65
Программа 79. Рассказывает историю (с опорами) 65
Программа 80. Рассказывает историю (без опор) 66
Программа 81. Выражает замешательство (непонимание) и просит разъяснения 67
Программа 82. Притяжательные местоимения - 2 (Я/Ты) 67
Программа 83. Притяжательные местоимения – 3 (Он/Она) 68
Программа 84. Правильно употребляет времена глаголов 68
Программа 85. Отвечает на вопросы после диалога 69
Программа 86. Рассказывает, как… 69
Программа 87. Что общего и в чем отличие (в поле зрения) 70
Программа 88. Что общего и в чем отличие (вне поля зрения) 71
Программа 89. Отвечает на вопрос «Какой/кто (и т.п.) из … » 71
Программа 90. Задает специальные вопросы, когда недостаточно информации 72
Программа 91. Отвечает на вопросы «Почему/зачем…» и «Если…» 72
Программа 92. Логически заканчивает предложения. 73
Программа 93. Отмечает неточности на картинках 73
Программа 94. Предсказывает последствия 74
Программа 95. Дает объяснения 74
Программа 96. Исключает предмет по признаку и категории 75
Программа 97. Дает определения (Люди и Места и Предметы) 76
Программа 98. Подражает сверстнику. 77
Программа 99. Выступает с предложением поиграть со сверстником 78
Программа 100. Показывает новые ответы (через наблюдение) 78
Источники 79

Мотивация и некоторые правила АВА

Есть несколько жестких правил.Самое главное. Всегда программа АВА идет сначала с имитации. Всегда. И пока эта имитация не будет на все 100, никто никуда не двигается.Т.е. если вы посадите аутичного ребенка и тут же начнете работать над речью после моей темы про матрицу, считайте, что уже проиграли. Поэтому тему про речь была только для тех, у кого дети идеально имитируют.Правило второе. Нельзя начинать с уставшим ребенком.Правило третье. Всегда любое занятие начинается с позитива.И любой паттерн начинается с того, что ребенок знает.Объясняю. Ваш ребенок любит конфеты. Дайте ему одну конфетку вначале занятия. Он любит щекотку. Пощекочите его и дайте ему немного посмеятся.Когда садитесь заниматься, первое задание должно быть то, которое он знает и выполнит на все 100. Если вы сели и сразу сказали: "Скажи А!", а ребенок до этого никогда не делал этого, то можно сразу закрыть тему. Потому что в следующий раз он вообще не станет с вами заниматься.

Например, он отлично повторяет хлопок в ладоши из программы имитации. Хлопните и дайте ему хлопнуть, за что дайте поощрение или поощрите принятым способом. Ребенок будет настроен позитивно на дальнейшую работу.Еще одно правило. Всегда на 80% тех заданий, что он выполняет, должно приходится 20% тех, которые ему трудны, за занятие. Это очень важное правило. У меня есть студентки, которые в ажиотаже тут же решают, что раз он так отлично все запоминает, то дадим ему и это, и это, и это. Ребенок быстро устает, теряет интерес и из-за излишней сложности отказывается работать. Поэтому вот такое распределение важно невероятно.Мотивация.Это самое главное. Самое-самое.Поощрений есть три вида:- пищевые (конфетки, изюм, кусочки печений, блинчиков, кукурузные палочки...) Все, что любит ребенок.С ними работаем только вначале программы. Обычно пищевые поощрения постепенно заменяются другими и через год исчезают как вид вообще.- поощрение телесное (щекотать, подбрасывать, прижимать, гладить...)- поощрение словесное (обычная похвала).- поощрение чисто игровое (разными играми, физическими, ролевыми, настольными и компом)- поощрение игрово-видовое (тут поле деятельности).

Например, Илья был в полном восторге, когда терапистка закатывала глаза и падала со стула. Или делала вид, что съест голову кукле. Или накрывала голову платком, а потом срывала и корчила смешную рожу.- поощрения социальные (помочь полить цветы, пожарить яичницу - это одно из наших любимых поощрений, например)- поощрение деятельное (вначале сенсорные - попересыпать, посмотреть через цветное стекло, повключать и повыключать свет... Потом, когда ребенок более развит -порисовать, поразукрышивать, почитать, спеть песню, решить кроссворд... У нас, например, было самое любимое - порезать полоски бумаги ножницами на мелкие кусочки и потом с криком "Снег!!" высыпать на голову себе и терапистке. Или нарисовать совершенно идиотскую фигуру человека и придумать, кто это).- поощрение физическое (попрыгать, побегать...)- поощрение коллективное (когда ребенок собирает карточки за каждое задание, например, и потом меняет 5 штук на одну конфету, например)- поощрение телеком (не советую)- поощрение паузой или отдыхом (не советую)- поощрения отдаленные (купить после занятия игрушку, сходить на любимую площадку...)Есть еще некоторые поощрения, которые не входят в никакие группы. Например, это сделать задание и показать маме в другой комнате, как поощрение.Теперь как мотивировать. Все дети, как и люди, делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. Поэтому, в зависимости от этого, дети и будут больше предпочитать то, что им нравится. Т.е., когда вы будете создавать список поощрений, увидите сразу, чему ребенок отдает предпочтение.Илья - классический визуал, как и 60% населения. Поэтому много было тех поощрений, где ему надо было смотреть. Хотя остальные тоже присутствовали, но в меньшей мере.Кинестетики больше любят физические игры, прикосновения, телесные поощрения.Аудиалы - похвалу, песни, стихи...Все аутики предпочитают поначалу много сенсорных поощрений. Но здесь есть один подводный камень. Нельзя давать как поощрение ребенку то, чем он может заниматься часами и на чем сильно зациклен. Мы так отсекли сразу пересыпание песка, например.Теперь как работать. Вы составляете список поощрений. Потом постоянно он будет дополняться и расширяться. Не бойтесь включать и пробовать самые дурацкие и идиотские поощрения. Например, сделать вид, что едите ребенку ступни со страшным хрюканием.Или издаете очень смешной звук. Или прячетесь в шкаф и оттуда вываливаетесь. Или ползете быстро на четвереньках, как-будто от кого-то убегаете. Или танцуете самый идиотский танец, который можно придумать. У меня список только таких идиотских поощрений - 100 штукулыбкаВсе поощрения делятся на три группы.Первые - самые простые, которые вы будете применять после каждого единичного правильного задания. Сюда относятся похвала, коллективные поощрения, пищевые, некоторые телесные...Вторые - те, которые вы применяете в промежутках между блоками. Сюда почти все покрупнее из всех групп.Третьи - через 30 минут - час занятия. Здесь большие игры, социальные, крупные деятельные...Не бойтесь поначалу поощрять, но очень осторожны будьте с пищевыми, там нужна умеренность и аккуратность.И поощрение должно идти один раз. Т.е., если вы решили подбросить ребенка три раза, то на этом и заканчиваем, на требования не ведемся. А, тем более, не пытаемся дополнить еще каким-то другим поощрением.И ограничивайте поощрение по времени - оно не должно длиться намного дольше, чем задание или группа заданий перед ним.И не забывайте уходить от пищевых постепенно. Наша цель - игровые, социальные и те, которые развивают ребенка.Я расскажу один свежий случай. Говорит мне одна мама, что ее ребенок (не аутик, ближе к СДВГ) совсем не любит заниматься и никак не может запомнить названия цифр. А я знаю, что он любит, когда его тискают и щекочут. И вот я начинаю его щекотать, потом тут же показываю картинку с цифрами и спрашиваю, какая это цифра. Он с удовольствием отвечает мне до 5, потом начинает путаться. Я снова щекочу, он хохочет и я показываю картинку с цифрой шесть, говорю : "шесть", потом с рядом цифр и называю вместе с ним цифры по порядку, включая шестерку. Снова тискаю, валю его, щекочу. Снова показываю шестерку, он уже тут же ее называет. И даю ему попрыгать на диване, прежде чем перейти дальше...Знаете, что забавно. Что мама посмотрела на нас, а потом сказала: "Ну разве это учеба? Это же он учит потому, что ему хочется, чтобы ты его пощекотала..."Это чистый стереотип, что надо усадить ребенка, дать ему цифры и он должен почему-то с упоением их выучить :) И вот АВА очень помогает от таких стереотипов избавиться
Работа над развитием навыков речи у детей с аутизмом является частью реабилитационного процесса, и все окружающие ребенка - родители, педагоги, тераписты АВА, учителя, воспитатели вкладывают огромные ресурсы именно в эту сферу. Однако, при работе над навыками речи чрезвычайно важно учитывать, что усилия, вложенные в применение тех или иных методик для развития речи, могут не привести к желаемому результату, вследствие неправильных или несвоевременных действий.

Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом

Пренебрежение навыками просьбы (Манд-реакциями одно из первых вербальных действий, которые рассматриваются в АВА )
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией. Чтобы ребенок повторял звуки, слоги и слова. И долгие часы занятий вкладываются в то, чтобы ребенок повторял "аааа", "оооо", "ииии", "мама". Чаще всего, интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться, или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае, взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации, как первичный: "Если научится повторять, значит, заговорит". Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то даже, когда ребенок научился повторять "аааа", "оооо", "ииии", "мама", это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями, или отвечать на вопросы.Следовательно, для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим - подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова) что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, т.к. благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.Дополнительная причина, по которой педагоги и родители избегают работы над этим навыком - это сложности с воссозданием ситуаций, в которых необходимо обучать обращаться с просьбой. Нам, взрослым, намного удобнее сидеть за столом, и раскладывать карточки, или требовать от ребенка "Повторяй "ааа"!", и намного менее удобно улавливать спонтанную мотивацию ребенка, и учить его просить "хочу бегать!" или "почу смотреть в окно". Или еще хуже - научить ребенка просить "перерыв" или отказаться от выполнения упражнения. "Как же, он тогда заниматься не будет!"Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или само-агрессии. И  "аааа", "оооо", "ииии", "мама" здесь ему не помогут.Отсюда, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы, и работа над Манд-реакциями должна вестись интенсивно и на постоянной основе.Неправильная процедура переноса контроля и неправильное использование подсказок.

Для того, чтобы ребенок мог проговаривать слово, не только повторяя за взрослым, но и используя это слово для просьбы, или наименуя этим словом предмет, или отвечать на вопрос об этом речевом понятии, требуется правильно использовать процедуру переноса контроля. На практике часто происходит, что ребенок может повторять слоги "со", "ба", "ка", но не может произнести это слово, когда видит карточку с изображением собаки, или ответить на вопрос "Кто лает?". И тогда, когда от ребенка требуют наименовать карточку, ребенок ждет словесной подсказки, либо начинает угадывать, и произносить разные слова подряд, либо повторяет вопрос/эхолалит, либо демонстрирует нежелательное поведение и избегает требований.Для того, чтобы помочь ребенку произносить слово в разных функциональных ситуациях, требуется проанализировать, какой вид подсказки будет наиболее эффективным в данном случае, и каким способом ее убрать. Часто визуальная подсказка (карточка, на которой написано слово) бывает более эффективным видом подсказки, а метод "Временная задержка подсказки" (Time delay) более эффективным, чем метод "От наибольшей до наименьшей" (Most-to Least). Также очень важно своевременное предоставление подсказки - сразу после основного стимула. Например, если показывать ребенку собаку, и одновременно с этим давать подсказку "Собака", ребенок повторит слово "собака", но данная реакция по-прежнему будет контролироваться подсказкой, а не основным стимулом - изображением собаки. Отсюда, сначала нужно показать основной стимул - изображение собаки, и только потом давать подсказку.Отсутствие поведенческого моментаВ виду того, что появление экспрессивной речи у ребенка является целью занятий, педагоги часто начинают занятие именно с этого - показывают ребенку карточки, и требуют их называть, или требуют повторять слова и слоги, или сразу же отвечать на вопросы. Но для аутичного ребенка, у которого затруднения именно в этой сфере, часто бывает сложно включиться, и он либо ничего не произносит - замолкает, отгораживается, либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет. Для того, чтобы ребенок включился и сотрудничал в процессе этих упражнений, желательно начинать занятие с других, более легких и мотивационных зданий. А если ребенок в процессе упражнения на наименование или звукоподражание вдруг прекращает реагировать, или избегает требований, можно быстро сменить направление работы - вместо наименования карточек тренировать различение карточек, вместо словесной имитации переключиться на моторную имитацию. В данных упражнениях педагог может использовать физические подсказки, помочь ребенку включиться, и как только ребенок начинает самостоятельно выполнять нужные действия, переключиться снова на экспрессивные задания. Также очень полезно в процессе занятий использовать "Смешанные блоки", и быстро перемежать разные упражнения (делать, своего рода "Микс" из разных упражнений). Тогда ребенок меньше утомляется, лучше сосредоточен, и быстрее достигает желаемых результатов.Отсутствие поощрений приближенной реакции.Многие педагоги не знакомы с методом постепенного формирования реакций (Shaping). Требуя от ребенка идеальной реакции, которую ребенок не может выполнить, а иногда и не используя подсказок, для того чтобы помочь, они доводят ребенка до фрустрации, и обучение заканчивается истерикой. Метод формирования реакции заключается в том, чтобы постепенно привести ребенка к выполнению желаемой реакции, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово "Пить", а говорит только "Ть", то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку "Пить", и ребенок сказал "Ить", то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет "Ть", то сок не получит, а если улучшит реакцию, и скажет "Ить", то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции "Ть" угаснет, а приближенная форма реакции "Ить" закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция "Пить", вместо "Ить".Работа на речевыми навыками схожа с работой ювелира. Каждый речевой компонент - просьба, наименование, повторение, ответ на вопрос, понимание сложных двухкомпонентных инструкций, должен формироваться последовательно. Работа над некоторыми навыками не должна опережать формирование других навыков. Например, работа над ответами не вопросы не должна начинаться до того, как у ребенка закрепится некоторый запас наименований, а работа над наименованиями не должна начинаться, если у ребенка не сформирован навык просьбы и нет словесной имитации. А если у ребенка нет начальных навыков моторной имитации, начинать работу над словесной имитацией нецелесообразно, и это приведет к фрустрации. И если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо проводить обучение речевым навыкам на основе оценки (VB-MAPP) и выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.


Программа АВА терапии

Моторная имитация

Программа 1. Устанавливает зрительный контакт

1. В ответ на имя – сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора.2. В течение 5 секунд – повторите процедуру, описанную в №1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку предъявленный стимулятор.3. Во время игры – Дайте ребенку игрушку поиграть за столом, сядьте напротив и назовите его имя. Побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки.4. На расстоянии – повторите №3. Но сядьте или встаньте на расстоянии 90 см. Постепенно увеличивайте расстояние и делайте менее очевидными приглашения смотреть на вас.5. На просьбу «Посмотри на меня» -- Произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты, что и в п.1.Как помочь? Поднесите съедобный или осязаемый предмет на уровень глаз ребенка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребенка так, чтобы глаза поравнялись с вашими. Убедитесь, что ребенок смотрит точно на вас, а не на стимулятор.Инструкция(1-4) Имя ребенка(5) «Посмотри на меня» Реакция(1-5)Устанавливает зрительный контакт дата введения дата усвоения1. Одна секунда2. Пять секунд3. Во время игры4. На расстоянии5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня»

Программа 2. Имитирует основные движения


Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Постучи по столу2. Похлопай в ладоши3. Помаши (рукой)4. Подними руки вверх5. Потопай ногами6. Поздоровайся за руку7. Покачай головой (нет)8. Кивни головой9. Повернись кругом10. Закрой лицо руками11. Похлопай по плечам12. Прыгай13. Сделай круг руками14. Похлопай по животу15. Маршируй16. Вытяни руки вперед17. Постучи (в дверь)18. Руки на пояс19. Потри руками20. Постучи по головеНекоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!

Программа 3. Имитирует действия с предметами

Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Положи кубик в ведро.2. Позвони в колокольчик3. Толкай машинку4. Помаши флажком5. Бей в барабан6. Нарисуй каракули7. Вытри рот8. Стукни молоточком9. Покорми куклу10. Потряси погремушку11. Надень шляпу12. Поднеси трубку к уху13. Пей из чашки14. Подуй в рожок15. Расчеши волосы16. Выполни действия с куклой17. Раскатай пластилин18. Положи монетку в банк19. Поцелуй куклу20. Поставь печать на бумагу

Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения

Вводится аналогично предыдущей)Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Сомкнуть кисти рук2. Разжать и сжать кулаки3. Постучать указательным пальцем4. Постучать большими пальцами5. Подвигать указательными пальцами6. Потереть рука об руку7. Постучать указательным пальцем о большой8. Указать на части тела9. Показать указательным пальцем на ладонь10. Выставить указательные пальцы11. Поднять вверх большие пальцы12. Соединить пальцы в знак примиренияПомните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.

Навык просьбы и  словесной имитации

Программа 5. Имитация произносительных движений

Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Открыть рот2. Высунуть язык3. Сложить губы вместе4. Постучать зубами5. Подуть6. Улыбнуться7. Сложить губы в трубочку8. Поцелуй9. Упереть язык в верхние зубы10.Прикусить нижнюю губу верхними зубамиЕсли вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.

 

Программа 6. Выполнение единичных команд

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Сядь2. Встань3. Подойди сюда4. Опусти руки5. Помаши «До свидания»6. Обними меня7. Подними руки вверх8. Похлопай в ладоши9. Повернись кругом10. Прыгай11. Поцелуй меня12. Выброси это13. Закрой дверь14. Воздушный поцелуй15. Включи свет16. Возьми салфетку17. Включи музыку18. Положи на полку19. Дай мне руку20. Потопай ногамиВыбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.

Полная методика выполнения  простых инструкций из раздела  «Рецептивная речь»

Цель: Научить ребенка выполнять простые инструкцииПлан: Шаг 1: Научить ребенка выполнять одно-шаговую инструкцию, желательно освоить несколько таких одно-шаговых инструкций. Шаг 2: Научить ребенка выполнять новые одно-шаговые инструкции, или несколько новых одно-шаговых инструкций. Шаг 3: научить ребенка выполнять отработанные инструкции в случайном порядке.Дальнейшие шаги: Научить ребенка выполнять все действия из списка «Учебных навыков», представленного в программе.Стратегия обобщения: Разные люди – учителя, родители, сверстники и тд. Разная среда обучения - класс, столовая, парк и тд.Выполнение: 1. Сядьте лицом к ученику 2. Дайте одно-шаговую (простую) инструкцию, например, «Похлопай в ладоши». 3. Чтобы помочь ученику ответить правильно. Дайте полную физическую подсказку сразу после инструкции. 4. Когда ребенок выполнит инструкцию правильно, похвалите его словами («Здорово похлопал!!!») и дайте поощрение – игрушку, еду или жетон. 5. Постепенно убирайте подсказку до того момента, пока ученик не выполнит инструкцию полностью самостоятельно (без подсказки). 6. Предлагайте самые лучшие и желанные поощрения, когда ребенок выполнит инструкцию с минимальной помощью, и еще лучше. Когда совсем без вашей помощи.Коррекция ошибок: Одновременно с тем, как вы говорите «Хлопаем в ладошки», оказываете физическую помощь ребенку и выполняете вместе с ним инструкцию. Показываете ребенку правильный ответ. Например, говорите «сделай так» и хлопаете в ладоши. Варианты подсказок: Возможная подсказка – имитацию. «Сделай так» и хлопаем в ладоши.

Устранение ошибок:

Ошибка 1: Ученик путает схожие инструкции. Либо инструкции звучат схоже, либо действия на две разных инструкции чем-то похожи друг на друга. Решение 1: Сначала разучиваем инструкции, которые очень отличаются друг от друга. Отличаются по звучанию инструкции, или сильно отличаются по выполнению (хлопать в ладоши, пнуть мяч). Затем постепенно обучаем схожим инструкциям. Ошибка 2: Ребенок пытается выполнить инструкцию, но форма ее выполнения отлична от того, что просит учитель. Решение 2: Иногда физические возможности ребенка не позволяют ему в точности выполнить данную инструкцию. Например, ребенок может поднять руки, чтобы сделать «волну», но не сможет «провести волну» по руке и руки просто останутся поднятыми без движений. В этом случае, учителю нужно решить, какой ответ ребенка он засчитает, как правильный (ориентируясь на физические возможности ребенка) и засчитывать выбранный ответ за правильный. Полезные советы: Для некоторых детей лучше начинать обучение с инструкций, касающихся предметов (…«брось это»). А для других предпочтительно начинать обучение только с инструкций, касающихся только движений тела.Учебные навыки в данной программе: 1. Встань 2. Сядь 3. Повернись 4. Попрыгай 5. Сделай «волну» 6. Подними руки вверх 7. Обними меня, поцелуй меня 8. Потопай 9. Похлопай 10. Возьми это 11. Положи этоПродвинутый уровень навыков 1. Брось это подальше 2. Открой/закрой дверь 3. Положи руки в карман 4. Вытри … 5. Достань ….. 6. Повесь свою куртку 7. Напиши свое имя вверху страницы

Полная методика выполнения программы «Слежение за указательным пальцем»  из раздела «Рецептивная речь»

План: Научить ребенка следить за указательным пальцем Что нужно: Мотивационные, интересные ребенку предметыПлан: 1. Научить ребенка следить за указательным пальцем, когда на столе лежит один предмет 2. Научить ребенка следить за указательным пальцем, когда на столе несколько предметов 3. Научить ребенка следить за указательным пальцем на расстояниеСтратегия обобщения: Возьмите ребенка в парк, в магазин и тд. – туда, где много различных элементов окружающей среды. Попросите сверстников указывать на предметы. Подготовьте в окружающей среде интересные предметы, на которые будете указывать в бытуВыполнение: 1. Поместите интересный предмет на столе 2. Дайте инструкцию «Смотри!». Чтобы помочь ребенку проследить за пальцем, нужно указательным пальцем провести линию от глаз ребенка до предмета на столе, слекга касаясь предмета пальцем (сформировать путь). 3. Когда ребенок посмотрел на предмет, немедленно похвалите его «О, как ты здорово посмотрел на…..» и дайте поиграть этим предметом. 4. После нескольких удачных попыток, поместите предмет на столе, подальше от ребенка (в противоположный угол стола) и добавьте отвлекающие предметы (сперва один отвлекающий предмет, затем два и тд.). 5. Уменьшайте подсказку, проводите линию от глаз ребенка до предмета, не касаясь предмета. 6. Предоставляйте лучшие поощрения, если ребенок самостоятельно следит за указательным пальцем без подсказок. 7. Продолжайте менять местоположение предмета, на который указываете и постепенно отдаляйте его от ребенка.

Примерые пункты для обучения: 1. Предмет прямо перед ребенком 2. Предмет прямо перед ребенком вместе с отвлекающим предметом 3. Предмет в левом или правом углу стола, вперемешку с отвлекающими предметами 4. Предмет за ребенком, вместе с отвлекающими предметами 5. Предмет в различных местах (потолок, стены комнаты) 6. Предметы везде - дома и на улицеКоррекция ошибок: Повторите инструкцию «Смотри!», поместите указательный палец в поле зрения ребенка и проведите пальцем до предмета. Подойдите ближе к предмету, чтобы ваш палец касался его. Если ребенок теряет интерес и уходит – то предмет перестал быть ему интересен. Найдите более интересный предмет.

Полная методика программы «Дуть, надувать, выдувать» из раздела «Моторика»

Цель: Научить ребенка дуть, надувать, выдувать всевозможным образом.Предметы для работы: Перо, свисток, соломинка, рожок и тд.План: Шаг 1: Научить ребенка дуть через соломинку. Шаг 2: Научить ребенка дуть в свисток/свистеть Шаг 3: научить ребенка выдувать мыльные пузыри.Дальнейшие шаги: Научить ребенка выполнять все действия из списка «Учебных навыков», представленного в программе.Стратегия обобщения: Просить ребенка выдувать мыльные пузыри во время игр. На ближайшем дне рождения или ином празднике просить ребенка торжественно дуть в рожок и тд.Выполнение: 1. Сядьте лицом к ученику за столом или на игровой площадке. 2. Покажите ему собранный рабочий материал для выдувания – мыльные пузыри, соломинку, перышко и тд. 3. Дайте инструкцию – «Дуй!» 4. Чтобы помочь ребенку правильно ответить, продемонстрируйте ему правильный ответ – скажите «Сделай так!», сомкните свои губы вокруг соломинки и подуйте через нее на перышко на столе. 5. Когда ребенок сделал правильно – похвалите его словами «Ты отлично дуешь!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушки, кусочек сладости, или жетон. 6. Постепенно убирать подсказки, чтобы ребенок делал задание самостоятельно (без вашей подсказки, помощи) 7. Похвалить максимально интенсивно, дать лучшее поощрение, когда ребенок полностью выполнит задание с минимальной подсказкой, или без подсказки вовсе.

Коррекция ошибок: Повторить инструкцию и физически помочь ребенку сжать губы вокруг соломинки (свистка) Показать ребенку правильный ответ. Например, сказать «Сделай так», сложить губы вокруг соломинки и подуть на перышко.Варианты подсказок: Возможная подсказка - физически помочь ребенку сложить губы вокруг соломинки в нужном положение.Устранение ошибок: Ошибка 1: Ребенок вдыхает вместо того, чтобы выдыхать Решение 1: Используйте объекты, которые визуально изменяются, если на них дуть – свеча, воздушный шарик и тд. Это позволит визуализировать связь между действием и результатом. Ошибка 2: Ребенок не смыкает губы вокруг свистка (соломинки). Решение 2: Попробуйте потренировать оральную имитацию – сперва без свистка – по команде «Сделай так!» открывать и закрывать рот. А затем и со свистком открывать и закрывать рот, сжимая губы вокруг свистка. Полезные советы: Если ребенок путает вдувание и выдувание, продемонстрируйте ему разницу этих действий с перышком. При выдувании перышко отлетает от соломинки, при вдувании перышко втягивается в соломинку.Учебные навыки в данной программе: 1. Перемещать перышки и ватные шарики по столу, дуя на них через соломинку 2. Дуть в свисток 3. Пускать мыльные пузыри 4. Задувать свечку 5. Просто дуть в пустоту 6. Дуть в рожок Продвинутый уровень навыков Научите ребенка играть на духовых музыкальных инструментах, таких как гармошка, флейта. Одновременно с тем, как ребенок дует, направляйте его пальцы на нужную ноту. Сперва выучите одну ноту и постепенно научите играть песенки.

Полная методика выполнения программы «Имитация звуков и слов»  из раздела «Пре-академические навыки»

Цель: Научить ребенка имитировать звуки и слова.План: Шаг 1: Научить ребенка имитировать единичные звуки, или слова. Желательно, несколько единичных звуков или слов. Шаг 2: Научить ребенка имитировать новые звуки или слова (несколько новых звуков, слов) Шаг 3: В случайном порядке имитировать выученные ранее звуки или слова.Стратегия обобщения: Подбирать для имитации новые и новые звуки и слова. Пусть ребенок подражает не только за вами, но и за другими людьми. Просите повторить то, что говорит другой человек. Просите ребенка имитировать звуки в разной интонации, с разными частотами, разными тембрами голоса.Выполнение: 1. Сядьте лицом к ребенку за столом, или в игровой зоне. 2. Дайте инструкцию для имитации звука – «Скажи ААА» или «Скажи ММММ» и тд. 3. Чтобы помочь ребенку ответить, приоткройте его рот руками в положение, необходимом для произношения звука. Например, слегка надавите пальцами на нижнюю челюсть и удерживайте в открытом положение, чтобы произнести звук «АААА». Повторите звук еще раз, пока челюсть ребенка находится в приоткрытом положение. 4. Первоначально любой звук, произнесенный ребенком, принимается за верный (приближенный к верному) ответ. 5. Соединяйте произношение звука с любимыми забавами ребенка. Например, учась произносить «Тю –Тю -Тю», пощекотите его каждый раз, когда он имитирует этот звук. 6. Когда ребенок правильно произнес звук или слово – похвалите его словами «Ты отлично сказал «ААА»!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушку, кусочек сладости, или жетон. 7. Постепенно убирайте подсказки, пока ребенок не ответит полностью самостоятельно. 8. Похвалите максимально интенсивно, дайте самое лучшее поощрение, если ребенок полностью повторит за вами звук с небольшой подсказкой, или без подсказки вовсе.

Коррекция ошибок: Выдержите небольшую паузу и, не давая подкрепление, произнесите нужный звук еще раз. Попробуйте физически приоткрыть рот ребенка, чтобы облегчить произнесение звука. Попробуйте разбить слово на составные части и произносить его сперва по частям, а затем уже соединить. Например, слово «Хочу» - сперва отработайте части «Хо» и «Чу», а затем соедините в одно слово.Варианты подсказок: Разбить слово на составные части и отработать каждую часть отдельно, затем уже соединить части в одно слово. Например, слово «Кошка» - сперва отработайте части «Кош» и «Ка», а затем, когда у ребенка получится поизносить эти части, соедините в одно слово.Устранение ошибок: Ошибка 1: Ребенок очень расстраивается, когда мы просим его имитировать звуки Решение 1: Во время выполнения урока по звуковой имитации чередуйте сложные задания с более легкими, уже отработанными заданиями – например, можно чередовать с упражнением на имитацию простых движений. Решение 2: Соединяйте звуковую имитацию с забавной деятельностью. Например, можно играть с ребенком в гонки на машинках и одновременно изображать звук ревущего мотора и сигналов машин, как только ребенок повторит за вами звук – тут же похвалите его! Решение 3:Для повышения мотивации к выполнению данного сложного задания приготовьте самое мотивационное поощрение для ребенка – мороженное, сок, шоколад, мультик и тд. Используйте данное поощрение только во время отработки звуковой имитации и никогда больше (для сохранения мотивации). Ошибка 2: Ребенок не открывает рот так, как нужно, чтобы произнести звук. Решение : Тренируйте оральную имитацию – имитацию движений рта без звука. Затем пробуйте со звуком. Полезные советы: Чтобы ребенок не разочаровался в своих возможностях, для начала мы принимаем любой его звук за правильный и поощряем его. Если ребенок не имитирует звуки и слова вовсе, то поощряйте и хвалите за любое использование звуков им – например, поощряйте любой лепет.Учебные навыки в данной программе: 1. Короткие гласные звуки (А, О, У, И и тп)2. Длинные гласные звуки (ААААА, ООООО, УУУУ, ИИИИ и тд.)3. Согласные звуки4. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с гласной (АМ, АП, ОП и тд.)5. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с согласной (БАХ, ПАП, КОТ и тд.)6. Краткие звуки (Й)7. Функциональные слова (любимые игрушки, еда, напитки и тд.)8. Общие словаИмитацию звуков имеет смысл вводить после того, как освоена другая имитация - имитация движений, действий с предметами

Продолжение https://svoimyrukami.ru/news/vse_programmy_ava_terapii_chast_2/2023-01-24-737

Категория: Здоровье в наших руках | Просмотров: 2887 | Добавил: leon | Теги: Терапия, Ава, аба, аутизм | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
1 leon  
0
Учимся дуть:

2 leon  
0
Учим алфавит:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]