Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость| RSS

ДОМ И УЧАСТОК СВОИМИ РУКАМИ

Воскресенье, 29.01.2023, 09:57


КАРТА САЙТА RSS

16:02
Все программы АВА-терапии (часть 2)

Запас наименований

Программа 7. Части тела

1. Различает части тела.Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.2. Называет части тела.Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)Инструкция:(1) «Покажи на …»(2) «Что это ?» Реакция:(1) Правильно касается части тела(2) Правильно называет части тела дата введения дата усвоения1. Голова2. Стопы3. Живот4. Нос5. Рот6. Ноги7. Глаза8. Уши9. Волосы10.Щеки11.Плечи12.Кисть руки13.Лицо14.Рука15.Пальцы16.Локоть17.Подбородок18.Пальцы ног19.Большой палец

Программа 8. Предметы

1. УзнаетРасположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет.2. НазываетСпросите: «Что это?»Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу.До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).Инструкция:(1) «Дай мне …»(2) «Что это?» Реакция:(1)Правильно дает предмет(2)Правильно называет предмет дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.


Программа 9. Картинки

1. УзнаетПоложив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …»2. НазываетСпросите: «Что это?»Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).Инструкция:(1)«Покажи на …»(2) «Что это?» Реакция:(1) Правильно показывает картинку(2) Правильно называет картинку дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.

Программа 10. Узнавание знакомых людей

1. Узнает по фотографиямПокажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.2. Узнает в лицоКогда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи.Прежде чем учить ребенка различать людей по фотографиям, научите его различать картинки с предметами. Начинайте с одного фото человека и 2-х фото или картинок с предметами. Постепенно добавляйте других людей.Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.Инструкция:(1)«Покажи на …»(2) Подойди к … Реакция:(1) Правильно показывает фотографию(2) Правильно подходит к члену семьи дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.

Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках)

1. Показывает действия самДайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».2. Показывает действия на картинкеСкажите: «Покажи, кто …(глагол)». До этого ребенок должен уметь выполнять10 единичных команд, различать картинки. В качестве стимулятора сами моделируйте действие на первых порах.Начинайте с тех действий, которые ваш ребенок усвоил в программе 6 - Единичные команды.Инструкция:(1) Покажи мне как … (2) Покажи, кто … Реакция(1) Правильно показывает действия(2) Правильно показывает действия на картинке дата введения дата усвоения1. Стоять2. Сидеть3. Хлопать4. Махать5. Есть6. Пить7. Поворачиваться8. Прыгать9. Обнимать10. Целовать11. Дуть12. Спать13. Стучать (в дверь)14. Читать15. Рисовать16. Плакать17. Причесывать18. Бросать19. Шагать20. Пинать

Программа 12. Окружающие предметы

1. УзнаетВыберите предметы из окружающей обстановки, скажите: «Покажи на …».2. НазываетСпросите: «Что это?»Начинайте с предметов, расположенных близко к ребенку, а затем увеличивайте расстояние незаметно.Инструкция:(1) «Покажи на …»(2) «Что это?» Реакция:(1) Правильно показывает объект(2) Правильно называет объект дата введения дата усвоения1. Стол2. Стул3. Окно4. Пол5. Стена6. Дверь7. Ковер8. Лампа9. Лестница10. Полка11. Шторы12. Холодильник13. Плита14. Раковина15. Унитаз16. Ванна17. Кровать18. Шкаф

Программа 13. Показывает на картинки в книге

Покажите ребенку страницу в книге и попросите указать на конкретную картинку. Своей рукой направляйте его на правильную картинку. Закрепляйте верные ответы. Начинайте со страниц с ограниченным количеством картинок. Позднее развивайте этот навык в более естественных условиях: рассматривая книжку перед сном.Инструкция:Покажи, картинку… Реакция:Правильно показывает на картинку дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.

Программа 14. Назначения предметов

1. Узнает предмет по его назначению.Поместите предмет или картинку на стол перед ребенком. Спросите: «Чем ты (например, рисуешь)?». Помогайте выбрать правильно предмет.2. Называет предмет по назначению.Сядьте напротив ребенка и спросите, чем он рисует. Подсказывайте ответ (Фломастерами или Я рисую фломастерами.)3. Называет назначения предметов.Спросите: «Что ты делаешь карандашом?». Помогите правильно ответить («Пишу» или «Карандашом я пишу»)Используйте только те предметы, которые ваш ребенок уже умеет опознавать.Вопрос:(1 и 2) «Что ты делаешь… (название предмета)?»(3) «Чем ты …(название действия)?» Реакция:1) Правильно показывает на предмет(2) Правильно называет предмет(3) Правильно называет действия предмета дата введения дата усвоения1. писать\карандаш2. пить из\чашка3. есть\вилка4. резать\ножницы5. читать\книга6. спать на\кровать7. сидеть на\стул8. говорить по\телефон9. рисовать\фломастер10. мыться\мыло11. подметать\веник12. сморкаться\салфетка13. бросать\мяч14. расчесываться\щетка

Программа 15. Принадлежность

1. Определяет, кому принадлежит …Когда знакомый человек находится в поле зрения ребенка, скажите: «Дотронься до рубашки (Марии)».2. Называет, кому принадлежит …Показав на часть тела или одежды знакомого человека, спросите: «Чей (чья) это…?» Помогайте с ответом (Рубашка Марии).Инструкция:(1) «Дотронься до … (части одежды или тела) … (имя конкретного человека)»(2) «Чей (чья)… (часть тела или одежды)?» Реакция:(1) Правильно выполняет просьбу(2) Правильно называет человека дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.

Программа 16. Узнает окружающие звуки

1. Показывает картинку, характеризующую звук.Поместите картинку на столе перед ребенком. Проиграйте звук на кассете. Спросите: «Что ты слышишь?» Помогите выбрать соответствующую картинку.2. Называет звукПроиграйте звук на кассете, спросите, что ребенок слышит. Подсказывайте, чтобы ребенок правильно называл звуки.Начните со звуков, которые вашему ребенку знакомы. Помните, что изучаемые звуки должны часто звучать у вас дома.Вопрос:(1 и 2) «Что ты слышишь?» Реакция:(1) Правильно показывает на картинку(2) Правильно называет звук дата введения дата усвоения1. Звонок телефона2. Тиканье часов3. Лягушка4. Чихание5. Лай собаки6. Кряканье утки7. Мяуканье кошки8. Плач ребенка9. Игра на фортепиано10. Пожарная машина11. Чириканье птиц12. Завод машины13. Плеск воды14. Удары мячом15. Хрюканье поросенка16. Мычание коровы17. Дверной звонок18. Звук рожка19. Прихлебывание20. Стук молотка

Программа 17. Указывает на желаемые предметы

1. Отдельные предметыСидя напротив ребенка, поднимите предмет (из еды или игрушку), которому ребенок отдает предпочтение. Скажите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, все меньше подталкивая ребенка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.2. Один предпочитаемый и один предмет, которому предпочтение не отдаетсяПокажите 2 предмета (предпочитаемый и непредпочитаемый). Спросите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, все меньше подталкивая ребенка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.3. Предметы на столеНа столе в недосягаемости от ребенка один предпочитаемый, другой предмет непредпочитамый. Спросите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, все меньше подталкивая ребенка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.4. Указывает на предметы без словесных указанийПоместите на столе несколько предпочитаемых и несколько непредпочитаемых предметов. Подождите несколько секунд. Если ребенок потянется за предпочитаемым предметом, «подскажите» жестом указать пальцем. Если ребенок не достает и не показывает предмет самостоятельно, поманите его, подняв один предмет, а затем положите его обратно или дайте этот предмет на несколько секунд ребенку. А потом положите к другим.Выбирайте предметы, которые ребенок действительно предпочитает. В курсе обучения предметы меняйте. Называйте предмет, когда ребенок на него показывает.Вопрос:(1 - 4) «Что ты хочешь?» Реакция:(1-4) Правильно показывает на предмет дата введения дата усвоения1. Один отдельный предмет2. Один предпочитаемый предмет и один непредпочитаемый предмет3. Один предпочитаемый предмет и один непредпочитаемый предмет на столе4. Предмет без каких-либо указаний

Полная методика выполнения программы «Указательный жест на мотивационный объект» из раздела «Экспрессивная речь»

План: 1. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся перед ним 2. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся недалеко от него 3. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся на расстояниеСтратегия обобщения: 1. Использовать различные предметы на каждом уроке 2. Раскладывать «вкусняшки» на видное для ребенка место, откуда он не может сам достать и ждать его инициативы, помочь оформить просьбу правильно. 3. При собирании паззла, одну часть убрать на видное место и ждать, когда ребенок попросит эту часть для продолжения собирания паззла.Выполнение: 1. Сесть с ребенком во время игр, или во время перекуса. 2. Показать ему несколько предметов из тех, что он предпочитает (игрушки, закуски и тд). 3. Когда ребенок потянется к желаемому объекту, немедленно взять его руку и сформировать указательный жест, дотронуться его указывающим пальцем до объекта. 4. Как только ребенок указал правильно на предмет, отдать ему этот предмет, назвать его и похвалить ребенка («Как ты хорошо показал на ...») 5. Постепенно убираем подсказку до того момента, пока ребенок не начнет показывать самостоятельно. 6. Обеспечивать максимальное количество ситуаций, где ребенок может сам попросить что-то без вашей подсказки. 7. Постепенно увеличивать расстояние между объектами и ребенком, менять положение предметов, ставить на стол, на пол, перед ним и позади него и тд.Коррекция ошибок: Сложить руку ребенка в указательный жест. Предмет нужно поднести к его указательному пальцу и коснуться пальца предметом.Варианты подсказок: Имитация – по команде «Сделай так» коснуться предмета своим пальцем.Устранение ошибок: Ошибка 1: Просить ребенка выбирать предмет, который он на самом деле не хочет Решение 1: Сохранять высокую мотивацию к предлагаемым объектам. Давать контрастные предметы на выбор – то, что ребенок очень хочет и то, что он совсем не хочет. Сделать перерыв и провести урок в другое время, когда ребенок будет более заинтересован в данных предметах. Ошибка 2: Ребенок всегда выбирает предмет, находящийся справа (слева) Решение 2: Постоянно меняйте предметы сторонами, используйте всевозможно различные позиции предметов. Полезные советы Давайте ребенку максимум возможности практиковать навык. Например, когда во время свободной игры, ребенок тянется за игрушкой, мягко остановите его руку и дайте подсказку – сложите пальцы в указательный жест. Если ребенок подводит вас к нужному предмету, то, подойдя, сложите его руку в указательный жест и укажите на этот предмет. Называйте каждый предмет, на который указывает ребенок, и если он может повторить слово, или звук из слова, то просите его повторить за вами – так в конечном итоге установится связь между предметов и вокальной реакцией.Дополнительные навыки Учите ребенка просить то, что отсутствует в его поле зрения. Для начала вам нужно точно знать, что ребенку будет нужен данный предмет. Например, вы предлагаете ребенку выпить любимый напиток, но его кружка находится в другой комнате за закрытой дверью. Как только вы заметили, что ребенок начинает оглядываться в поисках кружки, подведите его к двери в другую комнату и дайте подсказку, чтобы он показал на дверь. Как только он показал на дверь, похвалите его фразами – «о, ты хочешь в эту комнату?? Конечно, я открою тебе дверь!» Когда ребенок зайдет в комнату, подождите немного, пока он укажет на кружку. Как только укажет – очень похвалите – «Молодец, тебе не хватало этой кружки, чтобы выпить сока! Конечно, я дам тебе кружку!». Если он не указал на кружку – дайте подсказку и потом похвалите. Будьте внимательны – всегда знайте, какой предмет в данный момент может быть нужен вашему ребенку! Если ребенок может произносить звуки и слова, сопровождайте указательный жест просьбой повторить слово, или часть слова.

Работа над ответами не вопросы

Программа 18. Называет желаемые предметы словесно

1. Просьба в одно словоНа столе предпочитаемый и непредпочитаемый предмет. Следует вопрос: «Что ты хочешь?» Стимулируйте ребенка показать и назвать предмет (например, «печенье»). Тотчас же отдайте ребенку предмет.2. Просьба из двух словСм. п.1 , но учите произносить просьбу: «Хочу печенье».3. Просьба из трех слов«Я хочу печенье».4. Называние взрослого по имени.«Мама, я хочу печенье».Поощряйте использование просьб в естественных условиях. Разместите желаемые предметы на полке, кухонном столе и вне поля зрения. Постепенно учите ребенка подходить к вам, обращать на себя внимание (например, похлопать вас по плечу) и спросить целым предложением. Поощряйте зрительный контакт, когда ребенок обращается к вам с просьбой.Вопрос:(1 - 4) «Что ты хочешь?»(4) Называет имя взрослого и предмет Реакция:(1-3) Правильно называет предмет дата введения дата усвоения1. Называет: «печенье»2. Называет: «хочу печенье»3. Называет: «я хочу печенье»4. Называет: «мама, я хочу печенье»


Программа 19. Да/Нет (Предпочтение и непредпочтение)

1. Для непредпочитаемых предметовПокажите непредпочитаемый предмет. Спросите: «Ты хочешь (название)?». Подскажите отрицательно покачать головой или сказать «Нет». Сразу же после ответа уберите предмет из поля зрения.2. Для предпочитаемых предметовСм п.1. Стимулируйте кивать головой или говорить «Да». Сразу же отдайте предмет ребенку.3. Вразброс «Да» и «Нет»Предъявите ребенку либо предпочитаемый предмет, либо нет и спросите: «Ты хочешь …?» Подсказывайте ответ «Да» для предпочитаемых предметов и «Нет» для непредпочитаемых. Сразу отдавайте, если «Да» и убирайте, если «Нет».Вопрос:1 - 3) «Ты хочешь?»(2) Говорит «Нет»(3) Говорит вразброс «да» или «нет» Реакция:(1) Говорит «Да» дата введения дата усвоения1. Непредпочитаемые предметы2. Предпочитаемые предметы3. Предметы вразброс

Полная методика выполнения программы «Словесные просьбы» из раздела «Экспрессивная речь»

Цель: Научить ребенка просить при помощи речи (слов, звуков)План:

Шаг 1: Научить ребенка просить один мотивационный стимул (желаемый предмет или вид деятельности) или несколько мотивационных стимулов (желаемых предметов, видов деятельности), находящихся в поле зрения ребенка.

Шаг 2: Научить ребенка просить другие мотивационные стимулы (желаемые предметы, виды деятельности), находящиеся в поле зрения ребенка.

Шаг 3: Чередовать различные мотивационные стимулы, которые ребенок уже научился просить.Следующий шаг: Научить ребенка выполнять все просьбы из списка навыков для данной программы.

Стратегия обобщения:

  • 1. Пусть ребенок просит у разных людей (то, что он уже научился просить с учителем)
  • 2. Пусть ребенок попросит вас о чем-либо на детской площадке, например, толкнуть качели и раскачать его.
  • 3. Создайте такую ситуацию во время обеда, когда ребенку нужно будет попросить любимую еду (хлеб, сок, печенье и тд.)

Выполнение:

  • 1. Определить мотивационные для ребенка предметы или действия (сок, шоколад, качаться на качелях, прыгать на батуте и тд.)
  • 2. Держите мотивационный предмет на виду (поставьте сок на полочку, где ребенок видит его, но не может сам взять), или же, во время совместных занятий с ребенком любимым действием, внезапно прекратите его (раскачивали на качелях и остановили качели, собирали паззлы и нужный элемент паззла задержите в руке и тд.).
  • 3. Дождитесь, когда ребенок захочет получить мотивационный предмет, или продолжить начатую деятельность. Когда ребенок потянется к предмету, или будет просить вас продолжить любимый вид деятельности, то дайте подсказку, как нужно попросить это словами – «Скажи «СОК»», «Скажи «КАЧАЙ»» и тд, либо отдельными звуками из слова (в случае, когда ребенок физически не может выговорить все слово целиком начать с отдельного самого простого звука).
  • 4. Когда ребенок повторит за вами слово, звук, то похвалите его - «Молодец!! Ты хорошо попросил сок»
  • 5. Когда в следующий раз ребенок проявит интерес к мотивационному объекту (виду деятельности) подождать некоторое время, чтобы ребенок мог сам попросить (например, ребенок может сказать – «Пе» если просит печенье). Если он попросил, то похвалите его – «Отлично! Ты здорово попросил …»
  • 6. Если ребенок ничего не сказал, то опять дайте ему словесную подсказку «Скажи …..» и похвалите его, когда он повторит за вами.
  • 7. Постепенно убирайте словесную подсказку, чтобы ребенок мог просить самостоятельно. Можно сокращать словесную подсказку (Печенье – Пече…. – Пе….. – П…..) вплоть до того момента, когда вы просто открываете рот, а ребенок произносит слово (звук) сам. Затем полностью уберите подсказку.
  • 8. Максимально похвалите, если ребенок попросил сам, без подсказок.

Коррекция ошибок: Продемонстрируйте словесную модель правильной просьбы (скажите сами), затем дайте ребенку небольшую часть мотивационного стимула (5 секунд любимого вида деятельности, кусочек любимой еды и тд). После этого подождите, пока ребенок проявит интерес и захочет продолжить и спросите «Что ты хочешь?».Варианты подсказок: Начните заниматься с ребенком такой игрой (деятельностью), когда для продолжения требуется сказать слово. Например, подкидывая ребенка вверх, говорите «Вверх!» и только затем подкидывайте. Подняв ребенка вверх, говорите «Вниз!» и затем опускайте. Так продолжайте делать несколько раз. Затем сделайте небольшую паузу и подождите – попробует ли ребенок сказать слово, чтобы продолжить игру. Например, подняв ребенка вверх, задержите его в таком положение на несколько секунд, если он скажет «Вниз!» (или любой звук, означающий это), то сразу опустите его.

Устранение ошибок:

  • Ошибка 1: Ребенок не проявляет интереса к предмету (деятельности) после того, как попросит об этом.Решение 1: Сменить вид деятельности и провести урок позднее. Ребенок должен быть очень заинтересован в стимуле на момент обучения.Изменить мотивационный стимул, использовать данный мотивационный стимул только во время этого обучения.
  • Ошибка 2: Ребенок произносит одно и тоже слово (один и тот же звук) на каждый мотивационный стимул (предмет, действие).Решение 2: Ограничить количество стимулов и выполнить заново отработку каждого отдельного стимула, только потом чередовать их.

Полезные советы: Дайте возможность ребенку практиковать навык регулярно в быту. Например, во время игры ребенок тянется за мячом, слегка придержите его и дайте словесную подсказку «Мяч». Как только ребенок повторит за вами – помогите достать ему мяч.Учебные навыки в данной программе:1. Просить любимую еду2. Просить предпочтительные игрушки3. Просить об определенном виде деятельности4. Просить пойти в определенное место5. Просить играть с определенными людьми, приглашать, звать определенных людейПродвинутый уровень навыковНаучите ребенка просить то, что находится вне поля зрения.Например, садясь рисовать, дайте ребенку карандаши, но не дайте бумагу. Подождите пару секунд, когда ребенок попросит бумагу. Если ребенок попросил – то сразу похвалите его за просьбу и дайте бумагу. Если ребенок не просит, то дайте ему словесную подсказку «Бумага» и, когда ребенок повторит за вами, дайте ему бумагу. Будьте внимательны! Всегда будьте уверены в том, что будет необходимо ребенку в данный момент (что бы он попросил, будь это в поле зрения).

Программа 20. Называет знакомых людей

1. На картинкахПокажите фото знакомого человека и спросите «Кто это?». Поначалу подсказывайте.2. В лицоСпросите, кто это, показав на знакомого человека в комнате, подсказывайте имя. Потом подсказки должны стать незаметными и совсем без них. Начинайте с родителей, братьев и сестер.Вопрос:«Кто это?»(1) на картинке(2) в лицо Реакция:(1-2) Правильно называет имя человека дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

Программа 21. Делает выбор

Начните с одного очень любимого предмета и одного нелюбимого.«Ты хочешь … или …?»Помогите ребенку показать на желаемый предмет и назвать его.(«Какой из них ты хочешь?» «Ты хочешь яблоко или печенье?»«А в другой раз: Печенье или яблоко?»Если ребенок еще не говорит, учите его просто показывать на предмет).Вопрос:«Что ты хочешь: … или …?» Реакция:«Что ты хочешь: … или …?» дата введения дата усвоения1.2.3.

Программа 22. Социальные вопросы

Сядьте напротив ребенка и задайте один из вопросов общения. Помогайте с ответом и закрепляйте ответы. Со временем поощряйте только самостоятельные ответы.Сначала учите имитировать ваши словесные ответы, добивайтесь правильной артикуляции.Примерные вопросы общения Реакция дата введения дата усвоения1. Как тебя зовут2. Сколько тебе лет3. Как у тебя дела сегодня4. Где ты живешь5. Кто твой брат/сестра6. С чем ты любишь играть7. Как зовут твою маму/папу8. Что ты любишь есть9. В какую школу ты ходишь10.Кто твой друг11.Какая твоя любимая телепередача12.Какой у тебя адрес13.Какой твой номер телефона14.Что ты любишь пить15.Когда у тебя день рождения16.Какая твоя любимая игрушка17.Как зовут твою учительницу

Программа 23. Глаголы

1. На картинкахПокажите картинку, изображающую человека, выполняющего действия. Спросите: «Что он (она, они) делает (делают)?»2. На других людяхСядьте напротив и выполните действие, спросите: «Что я делаю?»3. На себеСпровоцируйте ребенка выполнить действие (физически руководите его движениями или смоделируйте движение сами, чтобы ребенок сымитировал). Скажите: «Что ты делаешь?». Подсказывает ответ на первых порах.Возьмите фотографии членов семьи, выполняющих разные действия. Обобщайте усвоенные навыки, задавая вопросы в обычной, а не только в учебной ситуации.Инструкция:(1) Что он (она, они) делает (-ют)?(2) Что я делаю?(3) Что ты делаешь? Реакция(1-3) Правильно называет действия дата введения дата усвоения1. Стоять2. Сидеть3. Хлопать4. Махать5. Есть6. Пить7. Поворачиваться8. Прыгать9. Обнимать10. Целовать11. Дуть12. Спать13. Стучать (в дверь)14. Читать15. Рисовать16. Плакать17. Причесывать18. Бросать19. Шагать20. Пинать

Программа 24. Сопоставляет

Поместите предметы на столе перед ребенком. Предъявите предмет, который соответствует одному из тех, что на столе и скажите: «Подбери пару». Подтолкните ребенка положить предмет сверху такого же или перед ним. Сначала начинайте с одного предмета на столе. Постепенно вводите и другие предметы. Используйте одинаковые предметы, картинки, буквы, разноцветные предметы, карточки с цифрами и фигуры. В качестве подсказки можно подвинуть нужный предмет ближе к ребенку.Начинайте с предметов, которые легко «угнездятся» или лягут поверх друг друга (чашка, ложка, или тарелка). Можно начать хотя бы с трех предметов на столе и менять их положение, чтобы усилить различие.Инструкция: подбери пару Реакция: правильно выполняет инструкцию дата введения дата усвоения1. Одинаковые предметы2. Одинаковые картинки3. Картинки с предметами4. Предметы с картинками5. Цвета6. Фигуры7. Буквы8. Цифры9. Неидентичные предметы (большой и маленький)10. Ассоциативные предметы (карандаш и бумага)

Программа 25. Цвета

1. Узнает цветаПоложите перед ребенком цветные листы бумаги и скажите: «Покажи на …(название цвета)».2. Называет цветаПокажите цветной предмет и спросите, какого он цвета. Произносите название цвета в качестве образца ответа. Со временем прекратите подсказки.Попробуйте применить эту методику во внеучебной ситуации. Расположите желаемые предметы разного цвета так, чтобы ребенок их видел, но не мог сразу достать. Когда ребенок попросит какой-нибудь из предметов, спросите, какого он цвета, прежде, чем дать ему это. Например, желтый мяч, синяя машинка, зеленый M&M. Если ребенок попросит M&M, спросите, какого он цвета, а затем дайте ему.Инструкция(1) «Покажи на … цвет»(2) «Какой это цвет?» Реакция(1) Показывает на нужный цвет(2) Называет цвет дата введения дата усвоения1. Синий2. Красный3. Желтый4. Зеленый5. Белый6. Черный7. Фиолетовый8. Оранжевый9. Розовый10. Коричневый

Программа 26. Формы и фигуры

1. Узнает формыРазложите разные фигуры и попросите показать на…2. Называет ихПокажите ребенку одну фигуру и спросите, какой она формы.Начинайте с трехмерных (объемных) фигур одинакового цвета, а затем вводите двухмерные фигуры (плоские) например, линейное изображение фигур. Со временем учите ребенка называть формы предметов (например, поднимите коробку и спросите, какой она формы.)Инструкция(1) «Покажи на … »(2) «Что это?» Реакция(1) Показывает на нужную форму(2) Называет форму дата введения дата усвоения1. Круг2. Квадрат3. Треугольник4. Прямоугольник5. Ромб6. Овал7. Сердце8. Звезда

Программа 27. Буквы

1. Узнает Разложив буквы перед ребенком, попросите: “Покажи букву …” Поначалу можно придвинуть нужную букву ближе к ребенку.2. Называет Показав букву, спросите, какая это буква. Моделируйте артикуляцию, чтобы ребенок мог вам подражать, произнося название буквы. Учите сначала основным буквам (без «Ь», «Ъ»).Если ребенку трудно, приготовьте объемные пластмассовые буквы.Инструкция(1) «Покажи букву … »(2) «Какая это буква?» Реакция(1) Показывает на нужную букву(2) Называет букву дата введения дата усвоения1. А\а2. Б\б3. В\в4. Г\г5. Д\д6. Е\е7. Ё\ё8. Ж\ж9. З\з10. И\и11. Й\й12. К\к13. Л\л14. М\м15. Н\н16. О\о17. П\п18. Р\р19. С\с20. Т\т21. У\у22. Ф\ф23. Х\х24. Ц\ц25. Ч\ч26. Ш\ш27. Щ\щ28. Э\э29. Ю\ю30. Я\я

Программа 28. Числа

1. УзнаетКарточки с числами перед ребенком: “Покажи …”2. НазываетПоказав карточку, спросите, какое это число. (От 1 до 20).Для закрепления навыков, может быть, пора найти какие-нибудь новые, захватывающие похвалы (стимуляторы).Инструкция(1) «Покажи цифру … »(2) «Какая это цифра?» Реакция(1) Показывает на нужную цифру(2) Называет цифру дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

Программа 29. Имитирует движения стоя

Стоя напротив ребенка, скажите: “Делай это”, одновременно покажите действие, чтобы ребенок мог его сымитировать. Постепенно закрепляйте только выполнение словесных команд, не показывая движения.Проводите эти занятия в формате «Повторяй за мной». Сделайте игру забавной и посмотрите, не получится ли у вашего ребенка быть в игре ведущим.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Прыгать2. Поворачиваться кругом3. Руки вперед4. Маршировать5. Сесть на пол6. Постучать руками по полу7. Постучать в дверь8. Ползти9. Обойти вок руг стола10. Лечь на пол11. Руки на пояс12. Вращать талией (попой)13. Коснуться пальцев ног14. Побежать и остановиться15. Поднять одну ногу16. Полететь как самолет17. Проползти под столом18. Поднять стул19. Пнуть мяч20. Поскакать

Полная   методика   выполнения     программы:   «Имитация движений крупной моторики»

Цель: Научить ребенка подражать простым действиям Три последовательных шага для достижения поставленной цели:

  • 1. Научить ребенка имитировать одно простое движение. Научить ребенка имитировать набор простых движений.
  • 2. Научить ребенка имитировать новые одиночные движения. Научить ребенка имитировать набор новых одиночных движений.
  • 3. Вперемешку просить ребенка имитировать выученные раньше движения («Сделай так!» - похлопали, потопали, постучали, дотронулись до живота и тд.)

Следующие шаги – научить ребенка имитировать движения из списка в конце программы. Стратегия обобщения навыка:

  • 1. Учить всевозможные новые движения
  • 2. Просить повторять за разными людьми (мама, папа, бабушка, друзья и тд)
  • 3. Проводить уроки в разных местах (дома в комнате, дома на кухне, на улице, в гостях и тд.)

Выполнение: 1. Сядьте лицом к лицу с ребенком 2. Дайте инструкцию – «Сделай так» и тут же покажите движение (например, похлопайте в ладоши) 3. Незамедлительно, в течение 3-х секунд, дайте полную физическую подсказку ребенку (например, возьмите его руки и похлопайте ими в ладоши) 4. Сразу же после выполнения движения (с помощью) похвалите ребенка («Молодец, ты повторил за мной!», «Молодец, ты хорошо повторил!», «Ты правильно сделал» и тд.) и дайте ему вознаграждение (усиление) – кусочек сладости, игрушку или жетон. 5. Продолжайте выполнять эти шаги, пока не почувствуете, что можно начинать убирать подсказку (ребенок стремится сам похлопать в ладоши). Тогда начинайте постепенно убирать подсказку (сперва держим ребенка за руки в районе кистей и помогает ему похлопать, затем держим за локоть, затем за плечо, затем только подталкиваем руки ребенка в нужном направление, затем лишь слегка касаемся его рук, показывая, что нужно сделать движение). 6. Когда ребенок выполняет инструкцию с минимальной подсказкой, или вообще без подсказки - обеспечьте максимальную похвалу и дайте самое лучшее вознаграждение.

Проблемы, которые могут возникнуть в ходе урока:

  • 1. Ребенок путает схожие движения Решение: Разучивайте для начала совершенно разные движения (похлопать и потопать)
  • 2. Ребенок выполняет движение, но оно не совсем соответствует нужному Решение: Иногда уровень развития моторики не позволяет ребенку в точности повторить ваше движение. Убедитесь, что вы проводите урок только на тех движениях, которые ребенок в состоянии выполнить правильно. Если вы учите те движения, которые ребенку сложно сделать, то для начала поощряйте любое движение отдаленно похожее на верное. Затем поощряйте все более и более похожие варианты движения, пока ребенок не научится выполнять движение полностью правильно.
  • 3. Ребенок не дожидаясь инструкции, начинает выполнять привычное движение (начинает сразу хлопать) Не хвалите ребенка за то, что он похлопал без вашей инструкции. Дайте инструкцию «Сделай так» и покажите совершенно другое действие (потопайте) и помогите ребенку выполнить. Начинайте урок с разных движений.

Полезные советы: Некоторым детям проще учиться имитации с предметами (кинуть мяч, поставить кружку на стол и тд.). Тогда начинайте с имитации с предметом и постепенно удаляйте предмет, переходя на имитацию движений. Иногда ребенку будет намного легче имитировать перед зеркалом. Сядьте с ним напротив зеркала и продолжайте урок. Дополнительные навыки: Научите ребенка выполнять последовательность движений. Научите ребенка выполнять движения в группе в ходе какой-либо совместной деятельности (например, все танцуют под музыку, выполняя простые движения)

Движения для имитации: Поднять руки вверх Похлопать в ладоши Сделать волну руками Потопать ножками Сесть Встать Дотронуться до головы Дотронутся до живота Дотронуться до колен Помахать головой «Да» Помахать головой «Нет» Походить, как слоники (топая ногами) Скрестить руки перед собой Полетать, как птички (взмахи руками) Постоять на одной ноге Присесть

Программа 30. Имитирует движения в последовательности

1. Основные движенияСкажите: «Делай так» и выполните два последовательных движения (например, похлопать в ладоши, а затем легонько похлопать по голове). Помогайте ребенку выполнять действия в предъявленной последовательности.2. Действия с предметамиПоместите два набора идентичных предметов (например, два колокольчика и два флажка). Сядьте с противоположной стороны стола лицом к ребенку и скажите: «Делай так» и смоделируйте действие с каждым предметом. Помогайте ребенку выполнить оба действия по порядку.Называйте действия точно, когда вы их выполняете, (если вы демонстрируете касание носа и касание головы, скажите: «Коснись носа», «Коснись головы» по мере того как сами выполняете движение. Постепенно переходите только на вербальные команды.Чередуйте компоненты парных команд. («Хлопай в ладоши и дотронься до носа» смените на «Хлопай в ладоши и помаши»). Если ребенок затрудняется, попробуйте объединить основные движения и действия с предметами («Положи кубик в ведерко и похлопай по столу»). Моделируйте такую последовательность движений, вероятность которой в реальной жизни велика.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

Программа 31. Имитирует действия в паре со звуком

Положите идентичные предметы на стол. Инструкция: «Делай так» и смоделируйте действие с предметом и соответственно его озвучьте (толкайте машинку и издавайте звук мотора)Выполняйте эту программу, когда играете с ребенком.Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения1. Посади куклу и издай радостный звук2. Постучи молотком и скажи «бум-бум-бум»3. Попей из чашки с прихлебыванием4. Приложи телефонную трубку к уху и скажи «алло»5. Возьми игрушечного льва и скажи «р-р-р-р»6. Нажимай на клавиши игрушечного пианино и пой «ла-ла-ла»7. Попрыгай игрушечным лягушонком и озвучь «ква-ква-ква»8. Подвигай змейкой и пошипи «ш-ш-ш-ш»9. Сделай вид, что ешь бутерброд и скажи «ням-ням-ням»10.Катай игрушечный автомобиль и скажи «би-би-би»

Программа 32. Повторяет конструкцию с кубиками

Разложите на столе набор одинаковых кубиков. Постройте свои кубики в один ряд и скажите: «Построй также». Помогите ребенку воссоздать такую же конструкцию из его кубиков.1. Из одного кубика2. Из двух кубиков3. Из трех4. Из 4-х5. Из пятиНапример, положите 5 кубиков справа от ребенка. Предъявите инструкцию: «Построй это». Передвиньте один из кубиков из своего набора на середину стола. И помогите ребенку выбрать правильно кубик из его набора и поставить перед вашим кубиком на середине стола. Повторяйте эту процедуру с каждым кубиком, помещая их в разные места, чтобы «построить» дом. По мере улучшения точности в действиях ребенка, повторяйте процедуру с двумя кубиками и т.д. Постепенно учите ребенка имитировать ваши конструкции, но так, чтобы он не видел, как вы их строите. (Загородитесь листом бумаги, уберите его, когда расположите кубики, скажите: «Построй также»).Инструкция: «Построй так» Реакция дата введения дата усвоения1. Выбор одного кубика2. Фигура из 2-х кубиков3. Фигура из 3-х кубиков4. Фигура из 4-х кубиков5. Фигура из 5-х кубиков

Программа 33. Копирует простые рисунки

Положите бумагу и маркеры перед ребенком. Скажите «Сделай это» или «Нарисуй …» и одновременно изобразите на бумаге (например, круг), чтобы ребенок сымитировал ваш рисунок. Подтолкните ребенка взять принадлежности для рисования и повторить рисунок. Можно поставить на листе ребенка точку, откуда начинать рисунок.Пусть ваш ребенок пробует рисовать на детском мольберте. Если рисунки бледные, используйте не карандаши, а фломастеры. Рисование должно быть радостным!Инструкция: «Делай это» Реакция:правильно рисует дата введения дата усвоения1. Вертикальная линия2. Горизонтальная линия3. Знак плюс4. Круг5. Диагональ6. Прямолинейные буквы7. Буквы с закруглением8. Цифры9. Фигуры10. Улыбка11. Цветок12. Машина13. Дом14. Человек15. Радуга

Программа 34. Комнаты

1. Находит расположение комнатСидя или стоя напротив ребенка, скажите: «Пойди в …(название комнаты)». Физически направьте его.2. Называет комнатыПриведите ребенка в комнату. Спросите: «Где мы?» Помогите сказать: «В …»Если ваш ребенок может повторять слова и называть предметы, выполняя первую команду, сразу учите его отвечать на вопрос, где он находится. В течение дня задавайте вопрос, где ты сейчас?Инструкция(1) «Иди в ….»(2) «Где мы?» Реакция(1) Правильно идет в комнату(2) Называет комнату дата введения дата усвоения1. Кухня2. Спальня3. Ванная4. Гостиная5. Столовая6. Прихожая7. Гараж8. Комната брата/сестры9. Моя комната10.Общая комната


Программа 35. Эмоции

1. Узнает по картинкамПоместите картинки. Выражающие разные эмоции. Скажите: «Покажи мне, кто …(эмоция)».2. Выражает эмоцииПопросите: «Покажи мне, что ты…удивлен».Инструкция(1) «Покажи, кто ….»(2) «Покажи мне ….» Реакция(1) Правильно выбирает картинку(2) Демонстрирует эмоции дата введения дата усвоения1. Счастливый2. Печальный3. Сердитый4. Удивленный5. Напуганный6. Сонный7. Больной8. Уставший9. Злой10.Боязливый

Программа 36. Места

1. РаспознаетПо картинкам2. НазываетОтвечает на вопрос: «Что на этой картинке?»Используйте фотографии мест, где ребенок часто бывает.Инструкция(1) «Покажи, где ….(место)?»(2) «Что на этой картинке?» Реакция(1) Правильно выбирает картинку(2) Называет место дата введения дата усвоения1. Парк2. Зоопарк3. Библиотека4. Пляж5. Школа6. Цирк7. Ферма8. Аэропорт9. Город10.Ресторан11.Магазин12.Лес13.Океан14.Больница15.Класс16.Игровая площадка17.Вокзал18.Вечеринка (день рождения)19.Музей20.Зубной кабинет

Понимание сложных двухкомпонентных инструкций

Программа 37. Выполняет двойные команды

Комбинируйте одиночные инструкции уже усвоенные ребенком (см. программу 6) в двойные команды. Например: «Хлопни в ладоши и коснись носа», после выполнения – другое задание с руками: «Хлопни в ладоши и скажи «до свидания». Не забывайте варьировать.Давайте двойные задания, уместные для вашего ребенка. Например: «Возьми мяч и брось в корзину»Двойная инструкция Реакция дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

Программа 38. Подает два предмета.

На столе несколько предметов. Следует инструкция: «Дай мне машинку и мяч». Добивайтесь, чтобы ребенок брал каждой рукой по одному предмету и подавал вам оба. При затруднении сократите команду: «Машинка и мяч». Объединяйте предметы в естественные пары (н-р: носки и туфли).Инструкция: «Дай мне … и …» Реакция: Правильно подает предметы дата введения дата усвоения1.2.3.4.5.

Программа 39. Определения (характеристика предмета)

1. Различает предметы по характеристикеДва одинаковых предмета (н-р: машинки), но разные по размеру (большая и маленькая). Инструкция: «Покажи на большую машинку».2. Называет предметы с их характеристикойТе же машинки. Инструкция: «Что это?». При необходимости подскажите ответ: «Большая машинка».Инструкция(1) «Покажи, … … »(2) «Что это?» Реакция(1) Правильно показывает на предмет(2) Называет характеристику и предмет дата введения дата усвоения1. Большой/маленький2. Мокрый/сухой3. Горячий/холодный4. Чистый/грязный5. Высокий/низкий6. Тяжелый/легкий7. Твердый/мягкий8. Пустой/полный9. Молодой/старый10.Старый/новый11.Длинный/короткий12.Толстый/тонкий13.Гладкий/неровный14.Открытый/закрытый

Программа 40. Профессии людей

1. УзнаетРазложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Покажи на …».2. НазываетРазложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Кто это на картинке?»Показывайте ребенку людей этих профессий, когда выходите с ним из дома.Инструкция(1) «Покажи, на … »(2) «Кто это?» Реакция(1) Правильно показывает на картинке(2) Называет профессию дата введения дата усвоения1. Пожарник2. Полицейский3. Почтальон4. Учитель5. Фермер6. Мусорщик7. Парикмахер8. Официант9. Водитель автобуса10. Летчик11. Врач12. Медсестра13. Зубной врач14. Повар

Программа 41. Изображает, что он… (притворяется)

Дайте инструкцию об изображении каких-либо действий или предметов. Например: «Покажи, будто ты …(пьешь)».Руководите движениями ребенка или сами показывайте ему, что надо делать на первом этапе. Эту программу хорошо выполнять с ровесниками или сестрой/братом.Инструкция: «Покажи, будто ты …» Реакция: Правильно копирует действия или предметы дата введения дата усвоения1. Пить2. Причесываться3. Умывать лицо4. Чистить зубы5. Лизать мороженое6. Вести машину7. Подметать8. Одевать шляпу9. Змея10.Лев11.Собака12.Обезьяна13.Кролик14.Кот15.Лягушка16.Птичка17.Пожарник18.Полицейский19.Парикмахер20.Врач

Программа 42. Категории

1. Сопоставляет.Разложите перед ребенком картинки предметов из разных категорий. Покажите карточку с изображением предмета из какой-нибудь группы и скажите: «Откуда это?»2. Узнает.Сгруппируйте картинки и скажите: «Покажи …(продукты)».3. Называет.Указав на один из наборов картинок, спросите: «Что это?».Сначала рукой ребенка подвигайте карточку к правильной группе. Произносите вслух название категории. При затруднении вместо карточек используйте объемные предметы.Инструкция(1) «Откуда это?»(2) «Покажи, … »(3) «Что это?» Реакция(1) Правильно называет категорию(2) Правильно указывает категорию(3) Называет категорию дата введения дата усвоения1. Еда2. Одежда3. Животные4. Игрушки5. Фрукты6. Инструменты7. Овощи8. Транспорт9. Приборы10. Мебель11. Фигуры12. Буквы13. Числа

Программа 43. Местоимения («мой» и «твой»)

1. Понимание.Дайте ребенку инструкцию: «Дотронься до твоего/моего …(части тела или одежда)». Сначала научите слову «твой», потом «мой», а потом вразброс.2. Называет.Дайте ребенку инструкцию: «Чей/чья это…?» Подсказывайте ответ: «Моя рубашка».Научив ребенка различать (понимать) «мой» и «твой», сделайте перерыв, чтобы при назывании местоимений не было путаницы.Инструкция(1) «Дотронься до твоего/моего …»(2) «Чей это … ?» Реакция(1) Правильно выполняет(2) Правильно называет дата введения дата усвоения1. Мой2. Твой3. Вразброс «мой» и «твой»

Программа 44. Предлоги

1. Понимает.Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Протяните предмет (карандаш) ребенку и скажите: «Положи его на стол».2. Называет.Положив предмет так, чтобы ребенок видел, спросите: «Где он находится?». Учите отвечать: «Карандаш на столе».Если ваш ребенок говорит, выполняя п.1, сразу учите ребенка отвечать на вопрос, где предмет. Когда в обычной ситуации ребенок просит у вас желаемый предмет, спрашивайте, где он находится. Учите ребенка самого менять местоположение и говорить, где он. («Залезь под стол». «Где ты?»).Инструкция(1) «Положи это … …»(2) «Где это … ?» Реакция(1) Правильно выполняет действия(2) Правильно называет месторасположение предмета дата введения дата усвоения1. На2. В3. Под4. Перед5. Сзади6. Рядом с7. Между8. Наверху …9. Внизу …10. У (около)

Продолжение https://svoimyrukami.ru/news/vse_programmy_ava_terapii_chast_3/2023-01-24-738

Категория: Здоровье в наших руках | Просмотров: 30 | Добавил: leon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
AEP